Комплексный мониторинг сложных технических объектов
Одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры и опасных производственных объектов является создание технических средств и систем мониторинга на базе отечественных программных разработок, а также разработка требований к таким система и нормативно-правовое обеспечение их применения на практике.
Внедрение комплексных систем мониторинга и анализа позволяет руководству быстро получать оперативную информацию о безопасности, работоспособности и защищённости от угроз информационной безопасности сложных технических объектов, спрогнозировать риски, своевременно подготовить необходимые аналитические отчеты и помочь в принятии решений.
При выборе и развертывании решений для комплексного мониторинга сложных технических объектов необходимо учитывать следующие нормативные акты:
- Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
- Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, утверждённые 8 центром ФСБ от 24.12.2016г. № 149/2/7-200.
- Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Постановление Правительства РФ от 17.08.2016г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».
- Приказ Ростехнадзора № 101 от 12.03.2013г. «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».
При отсутствии комплексного мониторинга возникают следующие трудности:
Отсутствие возможности получения оперативной информации о состоянии территориально распределённых зачастую различных сложных технических объектов.
Практическая сложность комплексного мониторинга по причинам большого количества эксплуатирующих подразделений и принципиальных различий протекающих процессов, функционирующих средств и обрабатываемых данных.
Невозможность прогнозирования сценариев развития возможных нештатных ситуаций, инцидентов и аварий и, как следствие, невозможность управления рисками, сложность своевременного реагирования и координации действий при локализации и устранении последствий реализации угроз безопасности.
Отсутствие гибкой системы статистической и аналитической сквозной отчётности.
Сложность и длительность расследования причин инцидентов и оценки масштабов ущерба.
Отсутствие возможности выполнения обязательных требований законодательства РФ по дистанционному контролю и предоставлению отчётной информации в адрес соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Ростехнадзор, ФСБ).
О решении
Обозначенные проблемы отсутствия комплексного мониторинга решаются с использованием технологии визуализации и прогнозирования состояний сложных технических объектов в целях поддержки принятия решений и обеспечении транспарентности между эксплуатирующим персоналом, руководством и надзорными органами.
Решение основано на использовании риск-ориентированного подхода и заключается в оперативной оценке и прогнозировании вероятностей возникновения инцидентов, а также возможного ущерба при его реализации, обеспечении поддержки в принятии мер по предупреждению и недопущению развития нештатных ситуаций на сложных технических объектах.
Комплексный мониторинг сложных технических объектов в режиме реального времени обеспечивает:
- Контроль оперативного состояния различных узлов, агрегатов и систем на основе сигналов, параметров и данных о режимах их работы из АСУ ТП.
- Контроль состояния ИТ-инфраструктуры.
- Контроль уровня защищённости от угроз ИБ, состояния средств защиты информации и наличия инцидентов ИБ.
- Оперативную оценку рисков возникновения инцидентов / аварий.
- Прогнозирование рисков промышленной и информационной безопасности.
- Обеспечение возможности принятия эксплуатирующей организацией мер по своевременному предупреждению, недопущению развития и ликвидации последствий нештатных ситуаций и инцидентов.
Система комплексного мониторинга
Главные преимущества комплексного мониторинга:
- Обеспечивает «зонтичный» мониторинг технических и технологических систем, средств связи и систем безопасности с возможностью сквозного анализа.
- За счёт объективности и централизации информации обеспечивает прозрачные отношения между руководством, эксплуатирующим персоналом и надзорными органами.
- Предоставляет возможность дистанционного интеллектуального контроля.
- Прогнозирует вероятности возникновения инцидентов и аварий, а также оценивает возможный ущерб при их реализации.
- Обеспечивает точку контроля над процессом устранения нарушений и последствий нештатных ситуаций.
Руководителям и эксплуатирующему персоналу решение помогает:
Понять в каком состоянии находится объект и его элементы в данный момент времени.
На ранней стадии выявить нарушение / инцидент, установить его причину и зону воздействия, определить ответственного, немедленно спланировать мероприятия по реагированию.
Выявить предпосылки возможных нарушений в работе объекта, оценить степень их критичности и узнать проводятся ли мероприятия по их устранению.
Оперативно предоставлять необходимые сведения в надзорные органы с минимальными затратами.
Преимущества работы с «Газинформсервис»:
Есть вопросы? Обратитесь к нашим специалистам